Цена плохой дороги, на ремонт которой вечно нет денег, - человеческая жизнь. Это точно знают жители подмосковного поселка Мельчевка, в который отказываются ездить «Скорая помощь» и рейсовые автобусы. Все потому, что единственная дорога, ведущая в поселок, уже много лет напоминает разрытое пьяным трактористом картофельное поле.
НЕ ХВАТИЛО 10 МИНУТ
Утром 9 июля 55-летнему Вячеславу Гавдановичу стало плохо. Мужчина проводил отпуск в Мельчевке, в доме своих покойных родителей, один, без семьи. Сам он жил и работал в Зеленограде.
- Я вызвала «Скорую» в 7.15 утра, - рассказывает его соседка Светлана Шилюк.
Машина выехала из Дмитрова сразу же.
- Я вышла встречать медиков к автобусной остановке на подъезде к Мельчевке, - вздыхает Шилюк. - По улицам поселка-то у нас не проехать: грязь и колдобины. Ждала час. В 8.30 машина приехала. Славка их всего 10 минут не дождался. Умер.
- А что вы хотите, у нас уже которая по счету машина на техстанцию на буксире отправлялась после одной такой поездочки в Мельчевку! - оправдываются в дмитровской станции «Скорой». - Там колдобины такие, что одно неверное движение рулем - и ты уже без колеса. Поэтому и едут по такой дороге медленно.
Слова медиков подтверждают и жители поселка. Светлана Шилюк сама с этим уже сталкивалась: несколько лет назад ее сын схватил пищевое отравление. По вызову, кряхтя и ворча, отправилась бригада врачей из Дмитрова. Но до Мельчевки медики так и не доехали: по пути вышло из строя рулевое управление. Пришлось вызывать вторую машину. Хорошо, хоть с мальчиком все обошлось...
ПО ЯМАМ ДО ПОСЕЛКА
Подмосковное Дмитровское шоссе - правительственная трасса. Мягкий асфальт, две полосы в каждую сторону. Ложку дегтя в эту дорожную идиллию добавляют только постоянные перекрытия: зимой правительственные VIPы ездят в район Яхромы кататься на горных лыжах. Оттуда до Мельчевки - 20 километров. Для водителя этот путь - настоящий ад!
Попав на этот участок дороги, я резко бью по тормозам. Представьте себе утюг, который скользил по столу, а потом вдруг оказался на стиральной доске.
Скорость на спидометре - 15 километров в час. Судя по звукам в подвеске, я еду слишком быстро. Проехав мост через реку Нижняя Яхрома, я попадаю на очень грязный участок разбитой дороги. Мало того что трещины по всему полотну глубокие, как морщины на лице 100-летнего старика, так еще и жирная черная земля, размазаная по трассе. Хорошо, день сухой, а что же здесь творится, когда осенний дождичек поморосит недельку? Или весной...
Чтобы преодолеть 15 километров пути, мне понадобился 1 час 15 минут. Судя по всему, карета «Скорой помощи» к Гавдановичу летела, не щадя подвески...
К НАМ АВТОБУСЫ НЕ ЕЗДЯТ!
- Странно, что вы на своей машине добрались, - меня встречает коренной житель Мельчевки пенсионер Анатолий Хабаров. - У меня зять как-то на «Форде Фокусе» лишился двух колес: попал в яму. А весной и осенью к нам никто не ездит. Стараются продукты заранее завезти.
Мы проходим заброшенное здание.
- Здесь раньше был торфобрикетный завод, в 90-е его забросили, и поселок тоже стал потихоньку пустеть. А сейчас бизнесмены снова занялись добычей торфа, так у нас теперь тут каждый день больше 30 «КамАЗов» туда-сюда снуют. Они-то только и добавляют дороге ям...
Уже много лет жители Мельчевки пишут письма в администрацию Дмитровского района с просьбой сделать хоть что-то. В этом году официальный ответ чиновников был такой: «В связи с отсутствием финансирования работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог общей сети, находящихся в оперативном управлении ГУ «Мосавтодор», капитальный ремонт дорог в Дмитровском муниципальном районе в 2009 году проводиться не будет. Ямочный ремонт дороги планируется выполнить частично». Здесь же - подпись: «И. о. заместителя главы администрации Дмитровского муниципального района Н. Б. Климаш».
- Да как тут сделаешь ямочный ремонт, - смеется Анатолий Хабаров, - если на 100 метров дороги по 30 - 40 ям!
Руководитель сельского поселения Куликовка Николай Елесов (в его подчинении - Мельчевка и другие деревни, находящиеся по этой дороге) разводит руками:
- Я тоже писал письма, просил, но нет денег. Мы кое-где дыры подлатали за свой счет, но средств не хватает.
В Мосавтодоре корреспонденту «КП» ответили лаконично: «Нет денег». Значит, не будет и дороги. Не только в Мельчевке, но и в сотнях других таких поселков Московской области.
КОМПЕТЕНТНО
«Деньги есть. Вопрос - как они тратятся»
- Дороги в России делятся по специальной классификации, - рассказали «КП» в Росавтодоре. - Есть федеральные автомобильные дороги, есть региональные и муниципальные. Поэтому и ответственность за состояние этих дорог лежит на разных уровнях власти. В случае с муниципальной дорогой это ответственность только муниципалитета и никого другого. А то, что они говорят: нет денег, - это полная ерунда! Деньги есть, вопрос в том, как они тратятся. Во-первых, у муниципалитетов есть свои налоговые поступления. И за счет этих денег они могут делать ремонт. Во-вторых, если у них не хватает денег, они всегда могут запросить у вышестоящего уровня власти дотации. Десятки миллиардов рублей ежегодно уходят на дотации! На худой конец, если речь идет о каком-то крупном объекте, можно обратиться в Росавтодор. Так было с крупным мостом в Калужской области: мы профинансировали им 70% строительства, и все довольны.
http://kp-avto.ru/article/7556/