Надежды индийского автоконцерна Tata Motors на оглушительный успех своего «самого дешевого в мире» автомобиля не оправдались. В то время как авторынок Индии переживает бум продаж, спрос на Tata Nano упал до неприличия: в ноябре на приобретение этого автомобильчика решились всего 509 человек. Таким образом, уровень его реализации снизился в годовом исчислении на целых 85%. По мнению экспертов, индийский «народный» автомобиль находится сейчас в свободном падении.
В 2008 году, когда «малыша» Tata Nano только начали продвигать на рынок, рекламщики, обещая стоимость его базовой версии в пределах 1,5 тыс. евро, предрекали ему большое будущее и сумасшедший спрос. В ходе премьеры Tata Nano, которая состоялась в середине прошлого года, Tata Motors уверенно заявляла, что не позднее начала 2011 года ежемесячный объем продаж этой малолитражки достигнет 20 тыс. штук. Увы, уже сейчас глава Tata Motors Карл-Петер Форстер не скрывает своей озабоченности ввиду того, что продажи «малыша» резко падают, хотя сеть его дилеров постоянно расширяется.
Одну из причин низкого спроса аналитик из Института по изучению рынка CSM Worldwide Пунеет Гупта видит в сомнениях потребителей в безопасности Tata Nano. Дело в том, что уже зарегистрировано шесть случаев, когда этот «малыш» загорался вскоре после покупки. По данным Tata Motors, приводивший к пожарам технический дефект в производстве уже устранен, а владельцам, купившим автомобиль ранее, предложено исправить его за счет фирмы. Однако сообщения СМИ по поводу «самовозгорающихся» Nano успели испортить его имидж, что и сказалось на продажах мини-автомобиля, считает эксперт.
Кроме того, многих потенциальных покупателей отпугнул и рост стоимости Nano. Вместо начальных 100 тыс. рупий (1675 евро), «малыш» стоит сейчас уже 140 тыс. рупий (2345 евро). Ну а если клиент хочет получить его еще и с кондиционером, то цена Nano значительно возрастает, приближаясь к стоимости лидера индийского рынка Suzuki Maruti, который значительно вместительнее, да и запчасти к нему можно купить по всей Индии. Сервисная же сеть Tatа Nano, напротив, ограничена лишь некоторыми регионами страны.
К слову, вначале Nano можно было приобрести вообще лишь через некий центральный пункт приема заказов, так как предназначенный специально для его выпуска завод тогда еще только строился. Несколько месяцев назад он наконец вступил в строй и по плану начиная с 2012 года должен выпускать 250 тыс. Nano ежегодно. Впрочем, ввиду резкого падения спроса возникают сомнения, что эти мощности будут использоваться в полном объеме. Исходя из того что продажи Tata Nano в ноябре составили порядка 500 единиц, можно считать, что они достигли уровня реализации премиальных Mercedes-Benz — автомобили немецкой марки считаются в Индии нишевым продуктом и доступны лишь богачам.
http://www.rbcdaily.ru/2010/12/03/world/562949979243960