Вчера по итогам совещания, на котором Владимир Путин раскритиковал «явно раздутые сметы дорожного строительства», а также «не выдерживающие никакой критики сроки службы дорог», было объявлено о решении создать Федеральный бюджетный фонд по строительству и ремонту автодорог. Регионам также разрешат создать подобные структуры.
Поручение правительству разработать предложения по созданию таких фондов к сегодняшнему дню президент Дмитрий Медведев дал 15 апреля. При этом в разрабатываемых предложениях должны были быть указаны источники финансирования дорожных фондов.
По словам Владимира Путина, новая структура будет создана по примеру Инвестфонда. Это означает, что из Инвестфонда, который на паях с бизнесом с 2006 года финансирует в основном инфраструктурные проекты (в том числе и такие, как строительство первой очереди скоростной платной автодороги Москва — Санкт-Петербург, нового выхода на МКАД федеральной трассы М-1 Москва — Минск и т.д.), дороги будут вычленены. «Средства на строительство и содержание дорог будут аккумулироваться в новом фонде», — пояснил РБК daily пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Правда, Владимир Путин отметил, что в данном фонде будут сконцентрированы «минимальные средства» для поддержания дорожной сети в России, но добавил, что право создания аналогичных фондов будет предоставлено также и субъектам Федерации.
Кто возглавит новую структуру и какими средствами она будет располагать, в правительстве пока не уточняют. «Сегодня принято принципиальное решение, все детали и нюансы будут дорабатываться», — пояснил Дмитрий Песков. Пока неясно, будут ли в федеральном и региональных дорожных фондах аккумулироваться только бюджетные или еще и частные средства. Ведь в том же Инвестфонде пропорция госсредств и частных инвестиций составляет 1 к 3 на федеральные проекты и 1 к 4 — на региональные.
Предложение о создании дорожного фонда исходило от Минтранса, уверяют в Белом доме. Владимиру Путину нетрудно было с ним согласиться под воздействием личных впечатлений. «Я проезжал по некоторым совсем новым трассам — их уже ремонтировать пора, — пенял он чиновникам на совещании. — Я Игорю Евгеньевичу (министр транспорта Игорь Левитин. — РБК daily) скажу об этом. Скажу о том, что я видел». На создание отдельного фонда правительство подтолкнуло также фактическое отсутствие механизма, который бы гарантировал стабильность и предсказуемость финансирования дорожной стройки. «Ведь очевидно, что успешная реализация затратных капиталоемких проектов невозможна, если объем ресурсов может в любой момент измениться», — считает премьер.
Похожая структура в России уже существовала, правда, федеральный дорожный фонд был упразднен еще в 2001 году, а региональные — в 2003 году. Но с переходом на прямое финансирование данной сферы расходы уменьшились, а в кризис и вовсе практически обнулились. Чиновники жаловались, что все федеральные средства уходят на Олимпиаду-2014 в Сочи и на подготовку форума АТЭС. Исходя из звучавших ранее предложений Минтранса, источниками образования этих фондов могут быть региональные транспортные налоги, акцизы на топливо и другие сборы. В целом потенциальный объем фонда оценивался в 332 млрд руб. В самом Минтрансе вчера не прокомментировали идею создания таких фондов.
http://www.rbcdaily.ru/2010/05/20/industry/479764