КАК известно, коэффициент полезного действия автомобильного двигателя не превышает 30% — остальная энергия так или иначе превращается в тепло, которое бесцельно рассеивается в атмосфере. Попытки утилизировать эту энергию предпринимались неоднократно — достаточно вспомнить экспериментальные парогенераторы BMW Turbosteamer или Honda: теплом отработавших газов они превращают воду в пар, который «крутит» полезную нагрузку. Сложно? Исследователи американской лаборатории BSST, одного из ведущих разработчиков термоэлементов, несколько лет работают над более простым вариантом — термоэлектрическим.
Идея проста: на выхлопной тракт автомобиля «надевается» теплообменник, который нагревает жидкость, а та в свою очередь отдает тепло батарее термоэлементов, вырабатывающих электрический ток. Теоретически такой термогенератор может улучшить топливную экономичность на 12%. А практически экспериментальный узел, смонтированный на автомобиле BMW 530i, вырабатывает около 800 Вт «дармовой» электроэнергии — этого уже достаточно для привода водяного насоса системы охлаждения двигателя. Программа стоимостью 6,3 миллиона долларов с участием североамериканского отделения BMW и корпорации Visteon проводится под эгидой Департамента энергетики США.
http://www.autoreview.ru/news/index.php ... T_ID=22635