Московские «зебры» сегодня активно оснащают таймерами, которые показывают, сколько времени осталось до переключения сигнала светофора. Казалось бы, отличная идея, которая должна резко уменьшить число ДТП. Но вот беда - на оборудованных таймерами переходах время, отведенное пешеходам для пересечения трассы, сократилось до смешных величин.
Прежде чем обличать светофорное начальство, поговорим немного по существу вопроса. Начнем с того, что техническая функция таймера предельно проста и даже примитивна - вести обратный отсчет времени до смены сигнала пешеходного светофора с зеленого на красный и наоборот. Делая шаг на проезжую часть, пешеход точно знает, сколько у него есть времени для того, чтобы добраться до противоположного края дороги. Иначе говоря, таймеры устанавливают для того, чтобы люди могли переходить дорогу спокойно, не опасаясь, что зеленый свет неожиданно погаснет и они окажутся запертыми посреди равнодушного автомобильного потока.
Все очень просто и удобно, не правда ли? Именно так думали горожане, когда первые таймеры стали появляться на улицах города. Сработал и чисто психологический эффект - согласитесь, ждать зеленого сигнала светофора, глядя на табло с обратным отсчетом времени, легче и даже как-то веселее. Но вскоре обнаружилась одна закономерность, которая все упомянутые положительные моменты сводит на нет. Дело в том, что при установке таймеров специалисты пересчитывают время, необходимое пешеходам для пересечения улиц, и результат получился довольно странным. Похоже, кто-то в Центре организации дорожного движения, который отвечает за работу светофоров, уверен, что большинство москвичей имеют разряд по стайерскому бегу или хотя бы по спортивной ходьбе.
Иначе никак не объяснить, почему даже на самых широких улицах зеленый свет для пешеходов порой горит меньше минуты. Впрочем, расчет экспертов понятен - ведь сейчас в Москве активно развивается правительственная программа по развитию физической культуры и спорта. Или наоборот - светофоры должны стимулировать двигательную активность обленившихся граждан.
Как бы то ни было, на столичных трассах возникла любопытная ситуация. По «зебре» со старым светофором можно пройти без проблем, времени хватает с лихвой. А вот новые переходы «с часиками» нередко приходится перебегать.
Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров, подсказанных нашими читателями:
- Улица Менжинского - переход около станции метро «Бабушкинская».
- Дмитровское шоссе - возле дома 29.
- Варшавское шоссе - около спортивного центра «Труд».
- Станция метро «Университет» - двойной переход через Ломоносовский проспект.
- Станция метро «Красногвардейская» - перекресток Орехового бульвара с улицей Мусы Джалиля.
- Новослободская улица - перекресток с Лесной улицей. Кстати, автору этих строк тоже неоднократно приходилось наблюдать, как на Новослободской улице бабушки-пенсионерки, которых в этом районе хватает, из последних сил пытаются перебраться через дорогу за один прием. Загорелся зеленый - несколько тяжких шагов по «зебре» - снова красный. Бедная старушка стоит среди мчащихся машин в ожидании следующей попытки, и далеко не факт, что ей удастся пересечь улицу со второго захода. Я и сам, будучи далеко не пенсионером, пересекаю этот переход исключительно бегом, причем в самом прямом смысле слова.
Другая грань проблемы - безопасность детей. Все мы ездим в метро и благодаря звуковой рекламе знаем, что в те дни, когда школьники наслаждаются отдыхом, сотрудники ГИБДД проводят специальные профилактические рейды: «Летние каникулы», «Зимние каникулы» и так далее. Их задача, выражаясь официальным языком, - уменьшить число ДТП с участием детей. Дело важное, нужное и даже в каком-то смысле благородное, тут никто не спорит. Но между тем в нашем городе есть места, где те самые дети, о чьей безопасности пекутся милиционеры, не могут спокойно перейти улицу. Так, в начале января одна читательница сообщила нам, что на пересечении улиц Теплый Стан и Академика Варги зеленый свет пешеходного светофора горит так недолго, что ученики расположенной поблизости школы переходят дорогу с большим трудом, что сильно беспокоит родителей.
В УВД Юго-Западного округа провели проверку и 9 февраля прислали в нашу редакцию официальный ответ, который был опубликован в «МП». Говорилось там следующее: «Такты светофорного регулирования для пересечения пешеходами проезжих частей улиц рассчитываются исходя из средней скорости движения пешеходов и ширины пересекаемой проезжей части. На пересечении улицы Теплый Стан и улицы Академика Варги расчетное время, необходимое для пропуска пешеходов, позволяет безопасно пересекать проезжие части улиц».
Итак, пешеходам кажется, что светофор горит мало. Милиционерам кажется ровно наоборот. Где же, спрашивается, объективность? За разъяснениями мы обратились к старшему инспектору отдела пропаганды управления ГИБДД Москвы Игорю Колоскову.
- Режим работы светофоров рассчитывается именно таким образом, - подтвердил он. - При этом специалисты учитывают не только ширину проезжей части, но и специфику дорожной ситуации. Средние параметры, такие как скорость движения пешеходов, взяты, как говорится, не с потолка - они указаны в специальных нормативах.
Иначе говоря, когда милиционеры проверяют работу светофоров, они обращают внимание не на пешеходов, а на соответствие реальной ситуации прописанным в документах нормативам.
- Но в таком большом городе, как Москва, не может не случаться ошибок, - поправляется Игорь Колосков. - Вполне возможно, что в некоторых местах время было рассчитано неправильно. Кроме того, настройкой светофора занимаются наладчики, а они тоже живые люди и могут допустить ошибку. В целом система таймеров функционирует нормально, поэтому нужно отдельно разбирать каждый конкретный случай. Граждане имеют полное право и даже обязанность сигнализировать о возникающих неудобствах, чтобы специалисты могли своевременно решить проблему.
Главная проблема, однако, заключается в том, что вряд ли кто-то будет нарушать нормативы ради удобства жителей того или иного района. Ведь мы сегодня не склонны проявлять социальную активность - а кто будет менять законодательную базу ради пары пенсионерских жалоб? Конечно, какой-то процент реальных ошибок и технических сбоев будет отсеян, но в остальных случаях, вероятно, горожане будут получать ответ, подобный тому, что я цитировал выше. А ведь таймеры - это действительно хорошая идея. Жаль, что реализуется, как всегда.
http://www.mospravda.ru/issue/2009/02/25/article16261/