Автоматика..
1996й год, передача фирменного асфальтоукладчика покупателю, тестовый прогон в полевых условиях.
Прикатилась Большая Шишка, ткнула пальцем в поворот дороги и выдала: "Чтоб мне на этом повороте поперечный уклон сделали, черти, как в Европах делают. Вернусь - проверю!" (по нормам, дорога в повороте должна иметь поперечный уклон в сторону поворота, чтобы машина не опрокидывалась наружу, а выравнивалась центробежной силой. Откуда это узнал Большая Шишка - не знаю, но он явно был очень горд, что сумел так грамотно поставить задание).
Шишка уехала, а мы с напарником посмотрели на поворот. Гравий (основание, на которое асфальт класть предстоит) выровнен с уклоном не в ту сторону, и этот уклон вылезает за все допустимые пределы. По-хорошему, надо гравийное основание бульдозером и грейдером заново формировать. Но ни грейдера, ни бульдозера в зоне видимости не наблюдается. А мастер, который асфальтоукладчик принимает (он на нем работать будет), проникся указанием начальства и горит желанием указание выполнить. Уговоры вида "хуже будет" не действуют - с ответом "хуже уже некуда" спорить трудно. Ладно, нам тут не работать и даже не ездить, хочешь гемороя - устраивай. Мастер договаривается с поставками асфальта (его надо мноого для такого безобразия) и ставит на автоматике правильный угол уклона. Автоматика отрабатывает, ей пофиг, в результате укладчик правым бортом создает слой асфальта в два сантиметра, а левый борт плиты задирает на полметра. Мастер доволен - счас все сделаем и посрамим этих умников, которые его отговаривали, ура! Полметра асфальта его не пугают.
Но автоматика автоматикой, а физику никто не отменял - свежеположеный асфальт надо укатать катками. И вот тут начинается жопа. Катки просто не рассчитаны на укатку полуметрового слоя асфальта, они его продавливают и радостно буксуют в образовавшейся яме. Попытки вытащить легкий каток тяжелым приводят к тому, что на бедном повороте в асфальтовых ямах буксуют уже два катка, и вытащить их не получается.
Следующие часа два мы наблюдаем шоу 'ох нелегкая это работа - из болота тащить бегемота'. Вытащить катки поочередно пытаются грузовики, возившие асфальт, какой-то колесный трактор, потом все желающие и нежелающие тоже. Результат нулевой - один грузовик успешно сел рядом с катками в горячем асфальте, его правда вытащил трактор, остальные, кроме перепахивания несчастного свежеуложенного асфальта, результатов не выдали. Через пару часов асфальт остывает, твердеет, начинает держать колесную технику и связка из двух грузовиков успешно выдергивает катки на твердую землю. Ура, товарищи.
Передохнув-перекурив, бригада оглядывается на сотворенный поворот и понимает, что до измерения поперечного уклона дело не дойдет - их повесят раньше. Четыре громадные ямины от катков, следы грузовиков и трактора, и все это глубиной такой, что легковушка сядет на брюхо и до дна так и не достанет.
Надо что-то делать, тем более что до приезда начальства времени уже мало. Идей нет, маты кончились в процессе вытаскивания катков, поэтому все мысли идут проторенной дорожкой - 'надо еще асфальта, заровняем и все будет хорошо'. Правда, нас уже немножко слушают и припрягают колесный трактор срезать самые большие горы асфальта и нагрести хоть немного песка в ямы. Через полчаса работы трактора народ решил, что основание готово (это конечно нельзя назвать основанием, но приличных слов для обозначения полученной хреновины подобрать не удается) и снова выпустил асфальтоукладчик на полосу препятствий. На сей раз автоматика отрабатывает в штатных условиях, слой асфальта равномерный, катки ходят без проблем. Еще час - и на дороге сооружен поворот с правильным уклоном, с гладким асфальтом, красота. Ну а то, что внешняя обочина имеет полуметровый обрыв и выехать туда не сможет даже грузовик - это уже мелочи, не заслуживающие внимания. Тут как раз вовремя прикатывается Большая Шишка, окидывает хозяйским взглядом произведенные разрушения, тьфу, тоесть свеженький поворот, удовлетворенно изрекает "Можем ведь, если захотим", и пытается выяснить, почему так мало дороги сделано, ему обещали высокую производительность. Бригада отбрехивается неизученностью техники и клятвенно заверяет, что как только изучит - уух как строить будет. Начальство, довольное, укатывает восвояси.
Как эта дорога живет - я не знаю, но готов спорить что зиму она не пережила, а уж как _это_ ремонтировать - представить страшно. А вы говорите - автоматика.. Человеческий фактор неистребим!
