Текст: Кирилл Тищенко. Фото: ultimatecarpage.com.
На недавней защите дизайнеров-дипломников в Турине руководство Ferrari отвергло проект внедорожного купе, предложенного студентом с Украины. Возможно, зря: в Европе уже нашлись люди, сумевшие правильно оценить потенциал развивающихся стран, где пока мало хороших дорог, но много шальных денег, которые просто необходимо потратить, в том числе и на «правильные» автомобили.
Lancia Stratos изначально была «неправильным» автомобилем: на момент своего появления в начале 70-х это был первый раллийный болид, созданный «с нуля» для гонок. Прежде так не поступал никто: для участия в гонках «дорожная» версия автомобиля должна была разойтись тиражом не менее 500 экземпляров, и обычно для ралли подгоняли модели, уже ездившие по улицам.
Эксперимент превзошел ожидания: клиновидный автомобиль с лобовым стеклом, похожим на забрало мотоциклиста, выигрывал кубок за кубком. «Неправильный» Stratos вошел в историю и стал легендой.
Уроженец Вены Христиан Храбалек окончил Королевский колледж искусств в Великобритании и владел сразу девятью «Стратосами». Страстная любовь к «итальянке», заставившая собрать целый автогарем, не могла пройти бесследно: завершив учебу, отработав в Porsche, Audi, VW, Lancia, BMW и Skoda, Храбалек осел в Англии и основал собственную студию дизайна Fenomenon, которая сразу взялась за работу над «Stratos XXI века».
Нарисовать и построить первый прототип возрожденного купе доверили дизайнеру Хермидасу Атабейки, также владеющему собственным дизайн-ателье в Париже. Атабейки сохранил пропорции Stratos и довел до логического завершения идею с панорамным лобовым стеклом. На концепте, представленном в этом году в Женеве, на боковинах оно не прерывалось вовсе, зато в центре было рассечено надвое по центральной оси машины. «Стратос» сохранил среднемоторную компоновку и поставщика мотора. В 70-х на него устанавливали «шестерку» от Ferrari Dino 246 объемом 2,4 и мощностью 250 л. с., а на британский «Стратос» будут ставить V8 объемом 3,5 л и мощностью 425 л. с. от Ferrari 360 Challenge Stradale. Шасси и кузов из алюминия и композитных материалов весят всего 950 кг.
Во Франкфурте представили сразу три модификации Stratos: купе Stradale, родстер Barchetta и версию для клубных гонок Competizione. Руководство Fenomenon заявило о заключении партнерского соглашения с британской компании Prodrive, специализирующейся на инжиниринге для автоспорта. Сообща две британские компании надеются наладить мелкосерийный выпуск Stratos: за три года соберут около 150 автомобилей.
Храбалек нашел для своего детища новый сегмент рынка: по его замыслу, Stratos будут покупать в странах развивающихся странах, на дороги которых жалко выехать на Ferrari.
Или европейцы, которых достали «лежачие полицейские». Как бы ни повернулась дальнейшая судьба Fenomenon, Lancia Stratos – достойный претендент на реанимацию. Или, если угодно, реинкарнацию.
23 СЕНТЯБРЯ 2005 20:04
http://www.gazeta.ru/auto/2005/09/23_a_408875.shtml