ГАЗ-М20 «Победа»
Весной 1943 года втайне от руководства инженерами ГАЗа были подготовлены проекты нового легкового автомобиля. Теперь нужно было проработать проект во всех деталях и создать опытные образцы. «Победа» была принципиально новым автомобилем. Основная новизна заключалась в кузове. На «победе» впервые в нашей стране кузов стал несущим, что позволило существенно сократить массу автомобиля. При этом ГАЗ-20 являлась комфортабельным автомобилем с мягкой подвеской колёс, с вентиляцией и отоплением, с отличной маневренностью и мощными тормозами.
Честь создания «Победы» принадлежит в первую очередь Андрею Александровичу Липгарту, в то время главному конструктору ГАЗа. «Победа» стала первым в мире автомобилем массового производства с кузовом обтекаемой формы без выступающих крыльев. Форму кузова ГАЗ-20 предложил молодой конструктор В. Самойлов. Вскоре во многих зарубежных странах стали появляться автомобили, своей компоновкой повторявшие отечественную «победу».
В 1955 году ГАЗ-20 «Победа» была модернизирована и получила индекс ГАЗ-20В.
С этого времени автомобиль комплектовался радиоприёмником и улучшенной обивкой салона. На конвейере ГАЗа «победа» продержалась ещё два года и была заменена на «Волгу» ГАЗ-21. Всего за 13 лет производства завод выпустил около 236000 «Побед». С 1955 по 1974 ГАЗ-20 производилась по лицензии в Польше под маркой ФСО "Варшава" (FSO Warsava 201).
Любопытные факты
* В салоне свободно размещались 5 человек, но в машинах с рычагом КПП на руле могло поместиться и 6 человек, так как посадка трёх человек спереди не затрудняла управление автомобилем.
* Чтобы включить первую передачу бесшумно, надо сначала включить вторую (рычажок вверх), затем — не отпуская сцепления, перебросить рычажок на первую (вниз — на себя — вниз); при этом за счёт работы синхронизатора второй передачи первичный вал уравнивал свою скорость обращения со вторичным, что позволяло бесшумно включить первую передачу.
* Тяги двигателя и передаточных чисел трансмиссии хватало при обычных дорожных условиях и для старта на второй передаче; переключение на низшие передачи (первая и задняя) производится с двойным выжимом сцепления и перегазовкой; в ранних коробках передач до 1950 года, с валами ещё от ГАЗ-М-1, а также в изношенных поздних коробках все передачи приходится переключать таким способом.
* В автомобиле были впервые в СССР установлены электрические указатели поворотов, обдув-антизапотеватель лобового стекла, отопление салона; до этого их заменяли соответственно рука, мешочек с солью или махоркой и самодельная жаровня с углями; отопитель оставался дополнительным оборудованием на многих иностранных моделях вплоть до середины 1950-х — 60-х годов.
* Также впервые устанавливалось два стеклоочистителя с электроприводом; до этого либо очиститель имел механический или пневматический привод (при которых скорость движения щёток напрямую зависела от оборотов мотора), либо (например, на ГАЗ-А) имелся только один электрический «дворник» с водительской стороны лобового стекла.
* Коэффициент аэродинамического сопротивления «це-икс» Сх=0,31; для сравнения, у ВАЗ-2106 (1976 г.) — 0,44, ГАЗ-21 (1956 г.) — 0,42, у ВАЗ-2108 (1984 г.) — 0,38, у ВАЗ-2110 (1995 г.) и Opel Corsa (1994 г.) — 0,33, у Porsche 911 — 0,38. Таким образом, это очень и очень неплохой результат, при том, что специальной продувки «Победы» на этапе проектирования не проводилось. Вместе с тем, возникают вопросы о методе измерения данного значения и о том, насколько оно сравнимо с более современными данными, полученными при продувке натурных автомобилей в больших аэродинамических трубах.
* Обзор назад через заднее стекло был по современным меркам категорически недостаточен: из-за крошечного размера, невысокого качества изготовления и большого угла наклона, изображение в нём сильно искажалось (прямые рельсы выглядели в нём сильно изогнутыми), и разглядеть что-либо было почти невозможно; внешних зеркал заднего вида предусмотрено не было.
* Изначально планировалось, что название машины будет «Родина». Узнав об этом, И. В. Сталин иронически спросил: «Почем родину продавать будете?». Название тут же изменили на «Победу». Сталин ответил: «Невелика победа, но пусть будет „Победа“».
* «Победа» была первым советским автомобилем, относительно широко известным на Западе; английский журнал «Motor» за 1952 год по результатам тест-драйва (
http://gaz20.spb.ru, перевод Артема Алексеенко) характеризует «Победу», которую тогда только начинали продавать в Бельгии, как «интересный автомобиль», отмечает высокую проходимость, хорошую комфортабельность, достойное качество изготовления, но ругает высокую шумность и плохую динамику.
* Журнал «Cars» (США) за 1953 год в обзорной статье (
http://gaz20.spb.ru, перевод Артема Алексеенко), посвященной советским автомобилям, называет «Победу» «прекрасно выглядящей машиной современного дизайна», «копирующей некоторые лучшие черты американских автомобилей», отмечает, что машина «весьма хорошо сделана», «приближается к обычному американскому автомобилю легкого класса вроде „Форда“ или „Шевроле“», но «тяжелая и недостаточно мощная».
* В 1957 году американский журнал «Science and mechanics» также провёл тест-драйв (
http://gaz20.spb.ru, перевод Артема Алексеенко) тёмно-серой «Победы» 1956 года выпуска, отмечает устаревшую конструкцию и дизайн, слабый двигатель и грубое изготовление, но хвалит «Победу» за продуманные детали конструкции (жалюзи радиатора, настроечная игла в карбюраторе, буксировочные крюки, набор инструмента и т. д.), высокое качество хромовой отделки и подгонки деталей.
* «Победа» экспортировалась в основном в Финляндию, где её любили таксисты, и в Бельгию, где всегда покупали немало русских машин; такси в Финляндии как массовое явление фактически началось именно с «Побед», до этого таксопарки были укомплектованы разношёрстными автомобилями довоенных моделей.
* Максимальная мощность двигателя в 50-52 л. с. достигалась всего лишь при 3600 оборотах в минуту; двигатель был нижнеклапанным и унифицирован по многим деталям с ГАЗ-52 и «ЗиМ»-ом, использовался на военном джипе ГАЗ-69; кроме того, около двух тысяч первых экземпляров модели «Волга» ГАЗ-21Г использовался этот же двигатель, только форсированный расточкой цилиндров (65 л.с.) — сейчас эта версия ГАЗ-21 («со звездой и с нижнеклапанником») считается одной из наиболее редких и желанных для коллекционера.
* Степень сжатия двигателя «Победы» позволяла работать на самом низкокачественном, «66-м», бензине.
* Нижние петли дверей были внешними.
* В задних дверях также были форточки, как и в передних.
* На современных автомобилях «Волга» используются несколько деталей от «Победы» (обозначения в каталоге 20-ххххххх).
* Скорость 100 км/ч набиралась за 45 секунд; однако до первых 50 км/ч разгон был намного более впечатляющим — нижнеклапанный двигатель отличается хорошей тягой на низах.
* На каждый автомобиль уходило до 15 кг оловянно-свинцового припоя. Его использовали вместо шпатлёвки для заполнения углублений в кузовных панелях — малое количество выпущенных автомобилей позволяло применять такие технологии, так же, как и окрашивать кузова нитроэмалью, которую приходилось для достижения нужной укрывистости наносить в 7 слоев с полировкой каждого; однако целиком лужёным кузов не был;
* По порогу автомобиля шла декоративная выштамповка-ребро, имитирующая подножку; машина не имела блестящих окладов стекол дверей из нержавеющей стали, как ГАЗ-21 и −24, но вокруг всех боковых окон имелся единый хромированный молдинг; этот элемент дизайна позднее применялся на отдельных западных машинах, а, начиная с 1980х годов, с исчезновением хромовых окладов стекол на большинстве автомобилей стал довольно популярен (н. Ford Scorpio) и применяется на многих современных автомобилях (н. Hyundai Sonata);
* На ранних машинах (до 1950 года) в углублениях бампера были нанесены красные декоративные полоски;
* Всего было выпущено почти 236 тысяч автомобилей — очень немного для массового автомобиля и такого срока производства.
* Один из первых советских детективов, увлекательный приключенческий фильм о работниках советской милиции, которые в простом уличном происшествии города Москвы сумели разгадать действия агентов иностранной разведки. «Дело № 306», где в основу сюжета легло столкновение автомобилей марки «Победа», стало бесспорным лидером проката. В 1956 году фильм увидели 33,5 миллиона зрителей.
ТТХ:
ГАЗ-М20 «Победа»
Вместимость: 5 человек
Габариты (длина, ширина, высота), мм: 4665 x 1695 x 1640
Тип двигателя, объём: 4-х цилиндровый, 2111 см3
Мощность двигателя: 50(52) л. с.
Расход топлива: 11 л / 100 км
Максимальная скорость: 105 км/ч
http://www.automotomuseum.vl.ru/rus/his ... to/pobeda/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0% ... 7-%D0%9C20