Очистка топливной системы впрыскового двигателя
Промывку элементов топливной системы можно осуществить несколькими способами. Применение каждого из них зависит прежде всего от технического состояния системы в целом.
Общие сведения
В процессе работы двигателя на элементах его топливной системы — форсунках, топливопроводах, топливной рампе, регуляторе давления и т. п. постепенно осаждаются загрязнения, находящиеся в бензине. Например, на распылителе форсунки отложения накапливаются в основном в течение нескольких минут после остановки двигателя, пока он еще горячий. Происходит это из-за того, что легкие фракции бензина улетучиваются, а тяжелые образуют слой твердых отложений.
Загрязнение распылительных отверстий форсунок ухудшает образование топливо-воздушной смеси, а в регуляторе давления нарушается герметичность его запорного клапана.
Основными проявлениями загрязнения форсунок являются:
затрудненный пуск двигателя;
неустойчивая работа двигателя на холостом ходу и переходных режимах (при изменении положения педали газа);
"провалы" при резком нажатии на педаль газа на непрогретом двигателе;
ухудшение динамики разгона автомобиля;
увеличение расхода топлива;
повышение токсичности отработавших газов.
Оценить работоспособность форсунок (провести диагностику), когда они установлены на двигателе, довольно сложно. С помощью диагностического оборудования (мотортестера, сканера и т. п.) по косвенным признакам (увеличение времени срабатывания форсунок и т.п.) можно только предположить, что перечисленные выше симптомы являются следствием загрязнения форсунок.
Наиболее достоверным способом контроля технического состояния форсунок является снятие их с двигателя и проверка на стенде с мерными мензурками (см. ниже).
Ухудшение работы двигателя с аналогичными проявлениями может происходить также из-за неисправности свечей зажигания и значительных отложений на тарелках впускных клапанов, препятствующих движению топливо-воздушной смеси (рис. 1). Оценить состояние свечей несложно, а определить загрязнения клапанов без частичной разборки двигателя затруднительно. Единственный прибор, который может помочь в этой ситуации, — эндоскоп, позволяющий визуально контролировать состояние впускных клапанов через свечное отверстие.
В настоящее время получили распространение: очистка форсунок без демонтажа с двигателя, с их демонтажем на ультразвуковой установке и самостоятельная промывка топливной системы препаратами автохимии.
Самостоятельная очистка топливной системы
Производится заливкой в топливный бак специального состава — очистителя форсунок (Fuel Injector Cleaner и т. п.), который выпускается многими производителями.
Подобные очистители целесообразно применять в качестве профилактической меры с начала эксплуатации нового автомобиля. Применение таких препаратов на подержанной машине может привести к прямо противоположным результатам. Загрязнения, скопившиеся в баке, поднявшись со дна, могут забить сетчатый фильтр бензонасоса. Его производительность и развиваемое давление снизятся, и двигатель начнет работать с перебоями. При значительном количестве отложений фильтр полностью засорится и двигатель заглохнет.
Очистка форсунок без демонтажа с двигателя
Этот вид очистки получил наибольшее распространение благодаря использованию относительно недорогого оборудования — одно- и двухконтурных установок.
При этом штатный бензонасос автомобиля отключается или соединяется со сливным трубопроводом. Через переходник к входу топливной рампы или моноблока дроссельной заслонки (на автомобилях с центральным впрыском) подсоединяется нагнетательный шланг. Специальная жидкость (сольвент), которая одновременно является очистителем и топливом, подается из резервуара установки под давлением. Его регулируют с помощью вентиля и контролируют с помощью манометра. Процедура очистки проводится в три этапа:
работа двигателя в течение 15 — 20 мин на сольвенте;
остановка двигателя на 15 — 20 мин для "откисания" загрязнений;
работа двигателя 15 — 20 мин на сольвенте.
Одноконтурная установка (рис. 2,а, фото 1). В ее резервуар с сольвентом подается воздух от компрессора. Он вытесняет моющий состав в топливную систему автомобиля. Давление сольвента регулируется в зависимости от системы впрыска (моно- или распределенный). Линия обратного слива топлива в бак автомобиля глушится или устанавливается такое давление, чтобы не открылся регулятор топливной системы и сольвент не сливался в бак.
Из-за того что сольвент не проходит через регулятор давления, не очищается его запорный клапан и неэффективно промывается топливная рампа. Поэтому в последнее время основное внимание уделяется двухконтурной установке, которая лишена этих недостатков.
Двухконтурная установка (рис. 2,б; фото 2), в отличие от предыдущей, имеет собственный насос, обеспечивающий подачу сольвента под давлением в топливную рампу. Излишки моющего состава проходят через регулятор давления по обратной линии в резервуар установки. Такая схема способствует эффективной очистке не только форсунок, но и топливной рампы и регулятора давления. К тому же в электромеханических системах впрыска топлива очищается дозатор-распределитель. Установка работает от бортовой электросети автомобиля и является профессиональным оборудованием, рассчитанным на интенсивную эксплуатацию.
При промывке элементов топливной системы на двигателе сольвент может удалить небольшие загрязнения на впускных клапанах. С большими наростами он справиться не в состоянии, так как его состав на это не рассчитан. В этом случае после применения одно- или двухконтурной установки в топливный бак можно залить состав для чистки клапанов, который за 8-10 часов работы двигателя удаляет остатки нагара с них и в камерах сгорания. Так как этот состав работает только при высокой температуре, он не воздействует на отложения в топливном баке.
Очистка форсунок на ультразвуковой установке
Установка (фото 3) включает в себя ультразвуковую ванну для очистки форсунок и стенд для проверки их работоспособности.
После демонтажа форсунок с двигателя их помещают в мерные мензурки стенда, подключают управляющие провода и подачу жидкости с нормированным пенообразованием. Включив стенд, проверяют форму факела, "тонкость" распыла на различных режимах, герметичность игольчатых клапанов и производительность форсунок. Оценку этих параметров (за исключением герметичности) можно сделать только на этих стендах, что является их основным преимуществом.
Для очистки форсунки погружают в ванну с ультразвуковым излучателем, заполненную специальным составом. На клеммы форсунок от встроенного генератора периодически подаются управляющие импульсы для открывания игольчатого клапана и включается ультразвуковой генератор. Процесс очистки длится около получаса.
После промывки форсунки опять погружают в мерные мензурки для контроля их параметров после очистки.
Эффективность промывки на ультразвуковой установке выше, чем у предыдущих способов, однако остальные элементы топливной системы не очищаются.
Из-за своей высокой стоимости "ультразвук" пока не очень широко распространен.
Рекомендации
Жидкости для самостоятельного применения необходимо использовать регулярно, как правило, через 5-7 тыс. км пробега.
Если автомобиль подержанный, желательно периодически (через каждые 20-40 тыс. км пробега) промывать элементы топливной системы на одно- или двухконтурной установке. Стоимость такого обслуживания для отечественных автомобилей находится в пределах 750-1500 руб.* Для иномарок с большими объемами двигателя и числом цилиндров более четырех цена может быть несколько выше из-за большего расхода сольвента.
При сильном загрязнении форсунок их промывка на одно- или двухконтурном оборудовании может оказаться малоэффективной. В этом случае будет необходимо применение ультразвуковой установки. Несмотря на высокую эффективность, нельзя считать ультразвук панацеей, так как он не в состоянии устранить отклонения параметров, связанных с механическим износом форсунок. Желательно, чтобы после промывки на форсунках заменили сетчатый фильтр и резиновое уплотнение. Стоимость такой очистки зависит от конструктивных особенностей двигателя и колеблется в пределах от 10 до 25 $ за форсунку. Для отечественных автомобилей в случае сильного загрязнения иногда экономически целесообразней установить новые форсунки
взято от сендова
http://www.polstr.ru